О необходимости ведения на едином интернет-ресурсе федерального реестра организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации наркозависимых, в том числе целесообразность введения стандарта и аккредитации для негосударственных организаций, оказывающих такие услуги
О необходимости ведения на едином интернет-ресурсе федерального реестра организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации наркозависимых, в том числе целесообразность введения стандарта и аккредитации для негосударственных организаций, оказывающих такие услуги
Доклад посвящен адаптации отрасли социальной реабилитаций к новой правовой реальности и учреждению на площадке Совета постоянно действующей специализированной Рабочей группы по вопросам социальной реабилитации, а также статусу вопроса об учреждении и ведении силами Совета Единого реестра центров социальной реабилитации
Несколько слов о том, почему это важно.
Так сложилось исторически, что внимание государства всегда было приковано и в основном ограничено вопросами лечения зависимых в медицинском смысле этого слова. Государство априори полагало, что «пролеченный» пациент далее встает на путь исправления и движется по направлению к счастливому, здоровому и трезвому будущему. Но мы с вами знаем, что в большинстве случаев это не так. Без качественной социальной реабилитации жизнь зависимого превращается в круговорот госпитализаций в наркологические медицинские организации, так как снимаются только симптомы, но не решается о сновной вопрос – как вернутся в общество и остаться в нем – надолго и трезвым.
Эти вопросы помогают решать специалисты реабилитационных центров. Именно в их стенах человек обретает необходимые навыки трезвой жизни в обществе и семье.
Длительное отсутствие пристального внимания госудаства к формату и качеству работы реабилитационных центров имеет свои негативные последствия – добросовестные центры вынуждены уживаться с некачественными заведениями, игнорирующими законы и работающими раби коммерческой выгоды.
Новые требования законодательства к реабилитационным центрам позволят частично навести порядок в отрасли, но потребуют значительного переходного периода, затрагивают интересы получателей услуг по реабилитации и их семей. Часть проблем переходного периода может быть адресовано именно созданием единого ресурса (интернет-портала) по аккумулированию информации о наиболее эффективных программах реабилитации и надежных негосударственных поставщиках реабилитационных услуг.
Наиболее эффективным представляется подход, при котором регистрация на обозначенном ресурсе будет доступна как для организаций, предоставляющих услугу по социальной реабилитации в понимании новой редакции N3-ФЗ (категория «центры социальной реабилитации»), так и добросовестные реабилитационные центры старого образца (категория «иные организации по оказанию помощи зависимым лицам»).
Во-первых, сохраняется должный уровень информационного обеспечения зависимых граждан, снижается риск введения граждан в заблуждение коммерческими порталами, выдающими себя за реестр реабилитационных центров. Во-вторых, интернет-портал сможет выполнять роль единого национального реестра организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации и иную помощь зависимым гражданам, обеспечит их учет и мониторинг их деятельности. В-третьих, возможности портала могут использоваться для взаимодействия со всеми категориями организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации, разъяснения поставщикам данной социальной услуги новых требований законодательства, решая тем самым проблему дефицита такой информации и какой бы то ни было помощи по определению алгоритма адаптации к новым требованиям.
Представляется, что основанием для включения в реестр должно стать прохождение организацией процесса добровольной сертификации, стандарты и требования для которого предлагается разработать в рамках деятельности рабочей группы, созданной на базе Совета по легальному обороту наркотиков, с учетом рекомендаций ГАК, положений ГОСТа, совместного приказа Минтруда и Минздрава от 3 мая 2023 г, и понимания экспертов практиков.
Единый федеральный реестр даст возможность сбора и анализа информации о деятельности всех типов организаций, на основе которой могут быть приняты решения об актуализации законодательства о социальной реабилитации и выработке столь необходимого единого стандарта деятельности таких организаций с учетом сложившейся практики и показателей эффективности.
Именно всему этому спектру проблем будет посвящена деятельность будущей Рабочей группы, и функционал Реестра реабилитационных центров будут посвящены тому, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему.
Рабочая группа на площадке Совета будет заниматься выработкой обязательных требований к центрам социальной реабилитации и проектированием единого Стандарта, соблюдения которого позволит центрам претендовать на включение в Единый реестр центром, учреждаемый под эгидой совета.
Фундаментальным требованием к деятельности Рабочей группы станет непредвзятость подходов к оценке организаций-кандидатов на включение в Реестр, прозрачность процесса принятия решений, многоаспектный подход к оценке деятельности организаций, включаемых в Реестр.
С точки зрения формирования состава рабочей группы – предлагается сделать ее компактной, включить специалистов высокого уровня с подтвержденным практическим опытом по основным направлениям, важным для оценки работы центров, чтобы такая оценка была объективной и непредвзятой.
В составе группы важно предусмотреть участие экспертов-практиков от отрасли социальной реабилитации с многоетним положительным опытом работы, понимающих, как сделать процесс реабилитации более доступным и прозначным для получателя услуги. Нужны реабилитологи, юристы и психологи для оценки эффективности программ реабилитационных центров. Важно участие специалистов из регионов, понимающих специфику реабилитационных мероприятий, варьирующуюся в зависимости от субьекта РФ. Рабочая группа в ходе первых заседаний будет заниматься рабзаботкой Критериев включения центров в Реестр и далее представит своб критериев членам Совета для ознакомления и утверждения. Далее деятельность РГ будет посвящена инфраструктуре Реестра, становлению процесса аккредитации и добровольной сертификации центров. Предлагается также разработать новую редакцию ГОСТ Р 54990-2018 «Реабилитационные социальные услуги лицам, имеющим опыт злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и алкоголем», в рамках которой закрепляются определения и базовые требования к данным категориям организаций.
По второму вопросу об обеспечении поддержки Министерством труда и социальной политики идеи и концепции Единого реестра вынужден констатировать, что пока формального согласия от министерства мы не получили, но в ходе многократных консультаций в течение июля и августа нам удалось проинформировать коллег о важной роли Реестра в информировании зависимых и их семей о том, где они смогут получить квалифицированную помощь. В адрес Минтруда Советом направлено письменное обращение, ответ ожидаем в регламентные сроки (30 дней). Полагаю, что оставщиеся разногласия получится снять в ходе деятельности Рабочей группы по формированию критериев и методических рекомендаций для центров и над самим реестром. Обсуждение вопроса о создании Реестра на площадке Общественной палаты с привлечением НКО, объядиняющих родственников зависимых, также поможет повысить уровень информированности вовлеченных министерств и обеспечить понимание необходимости Единого реестра.