Центр информационной, правовой и социальной поддержки некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства.

О дополнительных мерах по совершенствованию оказания наркологической помощи населению, услуг в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, зависимых от психоактивных веществ, с позиций обеспечения национальной безопасности.

Комплексный подход к обеспечению устойчивости системы оказания наркологической помощи населению предполагает многовекторную работу по совершенствованию качества и безопасности услуг в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, зависимых от психоактивных веществ, направленных на мотивацию зависимых лиц к отказу от пагубного потребления наркотиков и алкогольной продукции, формирование длительной ремиссии,восстановление социальных навыков и связей, полноценное возвращение граждан в общество.

В аспекте обеспечения национальной безопасности значимым итогом такой работы станет не только снижение количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, но и поступательное снижение спроса на наркотические вещества и , соответственно, уровня финансирования преступных сообществ, вовлеченных в производство и оборот незаконных веществ.

Актуальность вышеизложенных задач подтверждается оценкой наркоситуации и проблем пагубного потребления алкоголя в Российской Федерации в 2022 – 2023 гг.

Согласно данным «Доклада о наркоситуации в Российской Федерации за 2022 год» Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации, наркоситуация в стране остается стабильной и контролируемой, однако существенный уровень наркоугрозы сохраняется.

В частности, отмечается риск переориентирования товаропотока и логистики контрабанды запрещенных веществ через южные границы страны с использованием транзитного потенциала государств, не присоединившихся к санкциям, увеличение масштабов внутреннего производства синтетических наркотиков в условиях подпольных нарколабораторий.

По целому ряду использованных в Докладе показателей, включая «уровень первичной заболеваемости наркологическими расстройствами» и «уровень смертельных отравлений наркотиками», «доступность наркотиков» ситуация оценивается как «напряженная» и «предкризисная». В целом, на протяжение последних двух лет отмечается тенденция к росту общей заболеваемости наркоманией.

Негативные тенденции также отмечаются в сфере пагубного потребления алкоголя и численности лиц, страдающих от алкогольной зависимости.

Так, согласно данным Росстата «Здравоохранение в России-2023», отмечается рост числа впервые выявленных пациентов с алкогольной зависимостью и алкогольными психозами.

Являясь важнейшим инструментом закрепления положительных результатов наркологической помощи пациентам, завершающим этапом на пути к возвращению зависимых лиц к полноценной жизни в обществе, система социальной реабилитации и ресоциализации зависимых граждан должна быть готова работать с учетом рисков увеличения оборота ПАВ в России и роста числа потребителей ПАВ.

Социальная реабилитация и ресоциализация зависимых лиц в Российской Федерации в настоящее время осуществляется в специализированных реабилитационных центрах, стационарных и амбулаторных реабилитационных программах, в большинстве случаев основанных негосударственными организациями.

По оценкам экспертов, по состоянию на 2018 – 2020 гг. в Российской Федерации было представлено 2500 – 3000 негосударственных реабилитационных организаций в различных организационно-правовых формах – региональные и межрегиональные благотворительные общественные организации, автономные некоммерческие организации, фонды, в том числе благотворительные, местные религиозные организации Русской Православной Церкви, протестантских церквей и мусульманских общин, ассоциации некоммерческих организаций, субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности.

Объективная оценка численности таких организаций и объема предоставляемых негосударственными организациями реабилитационных услуг затруднена отсутствием единого национального реестра центров социальной реабилитации и ресоциализации – информация о таких организациях рассредоточена по многочисленным муниципальным и региональным реестрам СОНКО, реестрам организаций, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, находящимся в ведении Антинаркотических комиссий субъектов Федерации, и другим источникам.

В последние годы наблюдаются негативные явления в сфере негосударственной социальной реабилитации зависимых лиц. В СМИ распространяются свидетельства о дискриминации резидентов реабилитационных центров, низком качестве профессиональной подготовки и противоправных действиях сотрудников реабилитационных центров.

С целью систематизации работы реабилитационных центров и учреждения единого перечня обязательных требований к качеству и безопасности их работы, уточнения условий получения гражданами социальной услуги по реабилитации в 2022 году приняты изменения в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ, а также, в развитие указанных поправок, Приказ Минздрава России N 208н, Минтруда России N 432н от 03.05.2023 "Об утверждении Порядка прохождения больными наркоманией медицинской и социальной реабилитации", содержащий требования к наполнению и качеству реабилитационных услуг, представляемых центрами-поставщиками социальных услуг, материально-техническому оснащению реабилитационных центров, переходу от стационарной к полустационарной форме оказания услуг.

При этом, проблема неоднородности системы негосударственной социальной реабилитации в Российской Федерации в настоящее время сохраняется. Фактически в стране действует три типа систем социальной реабилитации – нового образца (работа согласно новым требованиям законодательства, социальные услуги по реабилитации зависимых лиц в полустационарной форме), старого образца (организации, состоящие в реестрах Антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации (далее - АНК) и соответствующие действующим «Критериям оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ», утвержденным п. 2.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета (далее – ГАК) от 25 июня 2014 г. № 24), все прочие организации (не входящие в реестры АНК и не соблюдающие какие бы то ни было формальные требования).

Сбалансировать сложившуюся систему негосударственной социальной реабилитации зависимых лиц, сохраняя активное присутствие добросовестных реабилитационных центров, одновременно с этим препятствуя деятельности недобросовестных и теневых реабилитационных организаций, позволит введение института добровольного саморегулирования организаций в сфере негосударственной социальной реабилитации зависимых лиц.

Саморегулирование в сфере социальной реабилитации и ресоциализации граждан, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя

В соответствии со Статьей 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Данный гражданско-правовой институт представляется актуальным для негосударственных организаций (субъектов предпринимательской деятельности) и субъектов профессиональной деятельности в сфере социальной реабилитации зависимых граждан в связи с необходимостью совершенствования качества, безопасности и эффективности реабилитационных услуг, создания современного безопасного и высококвалифицированного рынка услуг по социальной реабилитации и ресоциализации для граждан, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, основанного на принципах всестороннего соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и норм профессиональной этики, уважения личных прав и свобод реабилитируемых, противодействия недобросовестной конкуренции.

СРО в сфере социальной реабилитации зависимых лиц будет способствовать:

  •  
  • улучшению координации деятельности организаций социальной реабилитации и медицинских организаций в сфере психиатрии-наркологии;

  • снижению административной нагрузки на контрольно-надзорные органы власти;

  • разработке и применению единых стандартов профессиональной деятельности в сфере реабилитации, основанных на рекомендациях ведущих отечественных научных и медицинских организаций, государственных органов, международных организаций, с целью искоренения негативных явлений в сфере социальной реабилитации;

  • повышению профессионального уровня специалистов в области реабилитации и созданию качественного кадрового резерва для отрасли;

  • формированию общественного доверия к профессиональному реабилитационному сообществу, используемым реабилитационным методикам, уровню профессиональной квалификации специалистов.

Необходимость поэтапного введения поэтапное введение механизмов саморегулирования в сфере немедицинской реабилитации и ресоциализации зависимых лиц закреплена в п. «з» Статьи 15 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

Формализация института саморегулирования в сфере социальной реабилитации и ресоциализации зависимых граждан, действующего на добровольной основе, не требует внесения изменений в действующее законодательство. С целью стимулирования развития института СРО и/ или в случае введения в действие принципа обязательного членства в СРО, изменения потребуются в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ.

Наши партнеры: